понедельник, 15 ноября 2010 г.

Пятое ребро

П Я Т О Е Р Е Б Р О
Приятно получать подарки в день рождения. Самый большой подарок – это возможность самому что-то подарить другим. День рождения, который я отпраздновал на этой неделе, был, наверное, самым замечательным в моей жизни – не может быть подарка роскошнее, чем тот, что мы с друзьями сделали друг другу. Мы подарили друг другу Хомеш.
Мысль отметить очередное пятьдесят-плюс-летие в этом поселении, преступно разрушенном израильскими властями в 2005 во время «Размежевания» и ныне в борьбе с теми же властями возрождаемом, пришла ко мне месяц назад после того, как я провел в нем шабат, вернее, две трети шабата (последнюю треть этого святого дня мы провели в «скотовозке», которая доставила нас в ариэльскую полицию).
И вот я снова в Хомеше. Позади прыжки джипа по окольным потаенным полудорогам-полутропам, во время которых маленькие сыновья Меира и Анечки Антопольских с интересом спрашивали «Это такой Луна-парк, да?», а мы отвечали: «Ага! Еврейские горки».
Выходим из машины. Горы, перевалы и облака распахивают щедрые объятия. Поля и подножия хребтов уплывают куда-то вниз. Возникает привычное для этого места ощущение парения. Какая оказывается, маленькая наша великая Эрец Исраэль. Вон она – как на ладони – от Шхема до Средиземного моря.
Да, господа в тот вечер я видел вас, читающих сейчас эти строки. В сумерках я видел вас, купающихся у берегов Натании. Когда стемнело – оранжевый пунктир фонарей особенно ярко отчеркнул городскую набережную. Я видел три трубы электростанции в Кейсарии, увидел саму Кейсарию, и Хадеру и Пардес-Хану - отсюда эти города выглядят горстками золотых огоньков. Я увидел вас, пьющих кофе в афульских кафе и гуляющих по Северному Тель-Авиву. Увидел башни Хайфского университета и усыпанный огнями хайфский Адар. Ах, как вы все, как мы все прекрасно просматриваемся из Хомеша!
А как прекрасно простреливаемся! Само название Хомеш, взятое из ТАНАХа, означает «пятое ребро» - то, которое защищает сердце. Поселение, созданное здесь, было щитом, прикрывающим сердце страны.
Теоретически я все это знал и раньше. А теперь увидел своими глазами.
И услышал. Услышал голоса своих знакомых в той же Пардес-Хане, и уж конечно, в Кейсарии, упорно поддерживающих тех, кто разрушил наши поселения и превратил маленькую страну в большой тир. Я услышал голоса тель-авивских интеллектуалов, проклинающих пейсатых поджигателей войны и прославляющих арабских борцов за справедливость. Скажите, пожалуйста, кому, когда, в каком горячечном бреду привиделось, что евреи – умные люди?
Но не волнуйтесь, господа! Ракеты из Хомеша не полетят на вас ни сегодня, ни завтра. Не потому, что ХАМАС еще не закрепился в Самарии – это-то как раз вопрос ближайшего будущего. И не потому, что правительство бросит все силы, чтобы защитить вас – вы видели, как оно восемь лет защищало Сдерот прежде, чем раскачаться на «Литой свинец». А ведь тех Запад не прессовал так, как прессуют Биби.
Нет, господа! Спасение идет совсем с другой стороны. В этой стратегически важнейшей и опаснейшей для нас точке нет тех, кто может стрелять по нам. Нет арабов. Они сюда почти не приходят. По двум связанным друг с другом причинам. Во-первых, здесь все время крутятся армейские патрули. А зачем они здесь крутятся? Может быть власти посылают их именно с целью не дать арабам здесь укорениться и начать строительство? Да что вы! Как вы могли такое про наших правителей подумать? Патрули они сюда посылают с прямо противоположной целью – чтобы не дать вернуться сюда евреям. А евреи, так, извините за выражение, и лезут! Уже три года, как здесь живут ребята из движения «Хомеш тхила» - «Сначала Хомеш». Здесь они учатся в импровизированной ешиве, здесь принимают гостей по шабатам. «То есть как? – спросите вы. – А где же они живут?» «Как где? В Хомеше». «А разве евреям там можно строить?» «Конечно, нет!» «???!»
А они и не строят. Пытались – полицейский спецназ разрушил. Теперь живут, как они сами говорят, в тысячезведочном отеле. Спят под куполом, так сказать. Армия их, конечно, гоняет. Но, во-первых, не очень усердствует – там понимают, на чьей стороне правда. Во-вторых, Хомеш большой - попробуй найди, попробуй поймай. А в-третьих, ловят, увозят, а те все равно возвращаются.
Так что поселение Хомеш существует. Пусть без единого строения, но все же существует. И первыми признают это сами арабы. Они сюда почти не суются. В их подсознании прочно высечено – есть ли здесь дома, нет ли здесь домов – евреи здесь живут. И солдаты здесь тусуются. А значит - от винта!
...Вечер. Мы идем по возрожденному из развалин бестелесному поселению, поселению-призраку. И вокруг нас тоже встают призраки. Вот по обрамленной пальмами главной улице Хомеша катаются на скейтбордах пацаны, родившиеся здесь, те, для кого «улица родная и в непогоду дорога». Они не знают, что их ждет завтра. Спустятся в соседний Шавей-Шомрон, увидят облезлые караваны и узнают. А вот фундамент большого дома. Этот дом, полупрозрачный, вырастает в сгустившейся тьме. В окнах – лица его обитателей. Сколько радостей и горестей пережили здесь они ? Сколько улыбок здесь сверкнуло, сколько слез было обронено, пока не пролились в последний раз слезы, когда эти люди бросали прощальный взгляд, навсегда, в сопровождении солдат, покидая родной дом?
А дойдя до этого места, мы все останавливаемся и просто молчим. Заросшая бурьяном детская площадка. Заросшая бурьяном детская площадка. Заросшая бурьяном – детская площадка.
Над ночным Хомешем тысячезвездный купол. Мы сидим на полянке за накрытым столом и празднуем день рождения,.даря друг другу Хомеш. Парни из «Хомеш тхила» что-то нам рассказывают, произносят двар Тора, поют. За спиной у них ночные долины, золотые россыпи прибрежных городов, вся Эрец Исраэль. Есть в ТАНАХе такое выражение «стерегущие дом». Это про них. Ты спрашиваешь, читатель, чей дом? Твой.

Комментариев нет: